Previous Entry Share Next Entry
Летопись «Окаянных дней»
skorpion_prof

Одесский Вестник

Суббота, 21 августа 2004 года

О годах Гражданской войны в Одессе написано много - это и свидетельства очевидцев, и исторические исследования, и художественные произведения, созданные писателями разной идейной направленности. Среди них значительное место занимают дневниковые записи Ивана Бунина, вошедшие впоследствии в книгу «Окаянные дни».

Как всякий дневник, дневник писателя субъективен. Однако для Ивана Алексеевича записи представляли собой нечто большее, чем фиксация фактов, раз он позволил себе опубликовать их в десятом томе собрания своих произведений в 1935 году. События, о которых повествует Бунин, произошли в Одессе летом 1919 года, то есть восемьдесят пять лет назад.

В десятых годах прошлого века Бунин - уже несмирно признанный писатель, обладатель Пушкинской премии, почетный академик Российской академии наук. С его мнением считаются интеллектуалы' не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Поэтому его отношение к ключевым историческим событиям второй половины десятых крайне интересно. Первая мировая война была воспринята Буниным как величайшее потрясение и предзнаменование крушения России. Враждебно встретил писатель февральскую революцию, не говоря уже об октябрьской, которую считал национальной катастрофой, а большевиков - «демонами» XX века. В то время появляется дневниковая запись: «Теперь стала реальностью действительность, порожденная исконной па Руси жаждой бесформенности... Я только стараюсь ужасаться, а по-настоящему пс могу. Настоящей восприимчивости все-таки не хватает. В этом и весь адский секрет большевиков - убить восприимчивость... Да, мы надо всем, даже над недосказанным, что творится сейчас, мудрим, философствуем...».

Дневник Бунина отражает увиденное и пережитое. Здесь много субъективного, однако отказать писателю в правдивости отражения действительности нельзя. Запись, датированная 12 апреля: «Двенадцать лет тому назад мы с Верой приехали в этот день в Одессу по пути в Палестину. Какие сказочные перемены с тех пор! Мертвый, пустой порт, мертвый загаженный город... Наши дети, внуки не будут даже в состоянии представить себе ту Россию, в которой мы когда-то, то есть вчера, жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...».

Запись 24 апреля: «Разочарования, говорит Герцен, мир не знал до Великой французской революции, скепсис пришел вместе с республикой 1792 года». Что до нас, то мы должны унести с собой в могилу разочарование величайшее в мире».

Запись, датированная 3 мая: «Борешься с этим, стараешься выйти из этого напряжения, нетерпеливого ожидания, хоть какой-нибудь развязки - и никак не можешь. Особенно ужасна жажда, чтобы как можно скорее летели дни...».

В городе царит неразбериха, происходят откровенный грабеж обывателей и погромы. Бунин называет десятки имен, среди которых известные писатели, журналисты, общественные деятели. Одни служат «и нашим, и вашим», быстро «перекрашиваются» - в зависимости от того, как меняется политический климат в городе. Другие пытаются определить платформу для себя, но ни у красных, ни у белых ее не находят. Убежденных «красных» среди интеллигенции Иван Бунин не замечает. Третьи, как автор «Окаянных дней», не видят выхода из сложившейся ситуации и ищут возможность покинуть страну, уйти к «другим берегам».

В январе 1920-го Бунин навсегда покидает родину и поселяется в Париже. Его отношение к новой власти в России крайне негативное. Впрочем, и советская власть в то время либо характеризует Бунина как идейного врага, либо стремится вывести его из истории национальной словесности путем умолчания. Естественно, что выход «Окаянных дней» симпатий к писателю со стороны советских идеологов не прибавил.

Сегодня дневниковые записи Бунина имеют безусловную ценность. Они позволяют с дистанции времени оценить и исторические события восьмидесятипятилетней давности, и отношение к ним мыслящего интеллигента, и извлечь некоторые полезные уроки. Книга Бунина говорит о том, насколько опасным является столкновение политических амбиций, в процессе которого просыпаются самые черные, ничего общего с идейной борьбой не имеющие силы. Дело ни в лицемерности и жестокости лозунгов красных и в не меньшей жестокости деникинцев или григорьевцев. Дело в том, что сознательная провокация столкновений одних слоев населения с другими порождает гибель невинных людей, грабеж и насилие, иными словами, то, что противоречит человеческому в людях. А это несовместимо с моралью как самого Бунина, так и любого здравомыслящего, обладающего гражданской ответственностью человека. О Гражданской войне Иван Алексеевич писал с болью в сердце, и эта боль передается читателю, взявшему в руки хронику «окаянных дней».

Роман БРОДАВКО.


?

Log in

No account? Create an account